При покупке недвижимости на первичном и вторичном рынке всегда есть риск нарваться на мошенников. Поэтому возникает необходимость проверки права собственности.
В век цифровых подписей и всевозможных реестров это сделать намного проще, многие услуги доступны из дома. Ранее такую информацию можно было получить у лишь у нотариусов и адвокатов, теперь же большая часть данных есть в открытом доступе в государственных реестрах.
Право собственности на недвижимость – это полномочия лица (физического или юридического) распоряжаться этим имуществом, как ему будет угодно.
Поскольку дом или квартира/комната могли попасть к владельцу разными способами, то основные документы, которые это подтверждают:
Право собственности имеет силу только в том случае, если оно зарегистрировано. Так при покупке квартиры нужно этот факт сделки зарегистрировать в Госреестре, это можно сделать через обращение к нотариусу, только в этом случае права будут иметь силу.
Хорошо, если документы на квартиру можно посмотреть. При покупке жилья стоит у владельца проверять выписку из Госреестра имущественных прав, технический паспорт на квартиру, договор купли-продажи.
Если такой вариант недоступен, то всегда можно обратиться к юристам, которые в реестре выяснят всю необходимую информацию. При желании это можно сделать самостоятельно, но нужно знать точный адрес квартиры или дома. На сайте Министерства Юстиции есть Кабинет электронных сервисов. Если зарегистрироваться в нем при помощи персональных данных, включая ИНН, то можно на платной основе получить необходимую информацию онлайн о недвижимости, земельных участках, которые внесены в реестр с 2013 года. Правда, данные о предыдущих владельцах (до последнего) нельзя таким способом получить. Чтобы отследить всю цепочку продажи, нужно идти к нотариусу.
Получить справку на недвижимое имущество можно, не выходя из дома. Но для этого необходимо иметь цифровую подпись. Ее можно получить в электронном виде (как файл) в личном кабинете банка или центре сертификации ключей (ЦСК).
Далее алгоритм действий такой:
Документ можно распечатать. В нем будут указаны все данные владельца и объекта недвижимости, включая ипотеку, арест на имущество и т.д.