Право собственности на дом дает законное основание на проживание и отчуждение недвижимости. Существует 3 категории домов, которые можно узаконить: жилой, садовый и дачный. Выбор зависит от назначения земельного участка, на котором построено здание.
Право на дом дает возможность проводить сделки. Незарегистрированную недвижимость нельзя продавать, дарить или оставлять в наследство. Если сделка пройдет незаконно, ответственность возьмет новый владелец дома. Регистрация права собственности на дом исключает какие-либо разбирательства по недвижимости. При отсутствии документа, будет трудно доказать, кто является владельцем. Юридически, дом не существует и является самовольной постройкой. Здание может быть снесено в данном случае.
Современная система по выявлению незаконных построек сейчас активно используется. Уполномоченные сотрудники выявляют самострои, с которых не берутся налоги. После проверки владельцу выдвинут требование о согласовании строительства, поэтому лучше заранее позаботиться о документах.
Дома, построенные до 5 августа 1992 года, подлежат инвентаризации. Необходимо подать заявление в сельсовет на предоставление выписки из похозяйственной книги. Далее владелец обращается в бюро технической инвентаризации, где получает заключение о техническом состоянии строения. Данный документ будет основанием для оформления дома в собственность.
Предоставляются документы для владения домом:
Инвентаризацию проводит БТИ, после чего владелец дома обращается в сельсовет. Ему должны предоставить разрешение на оформление права собственности. Финальный этап – регистрация в местном центре предоставления административных услуг. Если регистрируется дом, построенный после 5 августа 1992 года, недвижимость, также, проходит инвентаризацию. На участок приезжает специалист и проводит замеры. Технический паспорт будет готов через 10-30 дней.
Владелец самостоятельно заполняет декларацию о готовности объекта к эксплуатации. После нужно обратиться в ЦНАП, чтобы оформить дом в собственность. Владелец предоставляет пакет документов:
Дом официально регистрируется, а владелец получает право на дом в Одессе.
По Гражданскому кодексу Украины, бесхозным является дом, у которого нет владельца. Если хозяин известен, но его местонахождение не определено, недвижимость не является бесхозной. Такой дом заносится в учет в сельсовете для дальнейшего представления в СМИ. Спустя год после судебного дела недвижимость становится собственностью сельсовета. Его члены будут решать, кому передать право собственности. Кандидаты проходят специальную процедуру, после которой один из них становится владельцем. Отбор идет из нуждающихся лиц.
Самый простой способ – признание наследства выморочным. Сельсовет обращается в суд, после решения которого дом признается собственностью сельсовета. Процедура проходит, согласно статье 1277 Гражданского кодекса Украины. Существует приобретаемая давность: если человек постоянно и открыто пользуется недвижимостью в течение 10 лет, он имеет право подать судебный иск о получении права собственности на дом.
Оформление дома в Одессе – это индивидуальная процедура. Стоимость оформления документов на дом, а также сроки проведения зависят от следующих критериев:
Оформление недвижимости в срок от 5 дней стоит 10% от минимальной заработной платы в Украине. Если требуется срочное (2 дня) проведение процедуры, цена увеличивается до единичной зарплаты. Юрист по недвижимости может провести регистрацию в течение 2-х часов. Услуга будет стоить 5 минимальных зарплат в Одессе. Если документы подаются в компанию самостоятельно, процедура может длится более месяца. Конечная стоимость и сроки рассчитываются индивидуально.